Меню сайта

Что такое 3D-графика?

3D значит «трёхмерный». Это сокращение произошло от английского слова three-dimensional, где three переводится как три, а dimensional — как имеющий измерение, пространственный. То есть все предметы характеризуются тремя параметрами: шириной, высотой и глубиной.

А значит 3D-графика — это трёхмерная графика, которая «создаёт эффект» объёмного изображения.

Этапы создания трёхмерного объекта:

Получение трёхмерного изображения выполняется в несколько этапов:

  1. Моделирование — создание трёхмерных объектов и персонажей.
  2. Текстурирование (раскраска) — наложение на модели рисунков (текстур), которые имитируют реальный материал (дерево, мрамор, металл и так  далее).
  3. Освещение — установка и настройка источников света.
  4. Съёмка — выбор точки съёмки сцены, установка камер.
  5. Рендеринг (визуализация) — построение фотореалистичного изображения или анимации.

3D-редакторы:

Для создания компьютерной графики используются специальные программы, которые называются 3D-редакторами.
Все программные пакеты трёхмерной графики относительно похожи, поскольку они все поддерживают функции моделирования, наложения текстур и визуализации. В нашем курсе мы познакомимся с несколькими программными продуктами, потом Вам будет легче ориентироваться в любой 3D-программе.

Приветствие:

Безусловно, в каждой программе используются собственные методы и подходы, поэтому первым делом нужно выяснить расположение инструментальных средств, их предназначение, а также некоторые возможности данного пакета.

Ещё пару десятилетий назад, чтобы спроектировать эскиз будущей постройки, архитектору приходилось не один день вырисовывать все детали. Но с распространением компьютеров это стало гораздо проще. Теперь архитектору не надо неделями сидеть с линейкой и карандашом, ведь существуют специальные 3D-редакторы, которые позволяют создать интересный проект за пару часов.

Уроки по SketchUp
Урок 1


Урок 2

Урок 3

Урок 4

Вращение

 

Практические задания
Сегодня мы познакомимся  с очень интересным 3D-редактором — Google SketchUp. В этой программе сложно создавать трёхмерных персонажей, а вот быстро нарисовать дом своей мечты очень просто:

Все трёхмерные модели в этой программе создаются на основе простых фигур: линии, дуги, прямоугольника и так далее. Но давай по порядку. Итак, сегодня мы построим вот такой милый домик:

Рассматривать мы будем стабильную русифицированную шестую версию программы. У программы Google SketchUp много плюсов, ко всему прочему эта версия ещё и бесплатная:

  • Найдите на рабочем столе ярлык   и запустите программу Google SketchUp.

Если программа запускается первый раз после установки, то она предложит настроить вид и систему координат.

  • Если это окно у Вас появилось, выберите переключатель Вид перспективы

Впрочем, эти настройки в любой момент можно изменить в меню Параметры, что мы и сделаем чуть позже.

Затем откроется окно Центр обучения, это руководство от создателей.

  • Чтобы это окно не мешалось нам каждый раз при запуске, отключите опцию Советы при запуске:

  • Пощёлкайте по кнопкам Назад и Далее и посмотрите, что предлагают разработчики. Когда Вы будете хорошо знакомы с программой, стоит снова вернуться к этим советам — Вы найдёте в них много интересного.
  • Полистали? Посмотрели? Тогда закройте окно Центр обучения. Пора увидеть рабочий стол программы Google SketchUp:

Так выглядит рабочее окно при первом запуске. Оно состоит из меню, панели инструментов и рабочей области. Виртуальное пространство, в котором мы будем работать, называется трёхмерной сценой. В трёхмерном пространстве координаты объектов задаются в привычной декартовой системе координат. Оси X, Y и Z в программе обозначены соответственно красной, зелёной и синей линиями.

Подготовка к работе:

Давайте настроим программу для нашей работы. Наша цель — «построить» дом, а программа даёт нам возможность рисовать его в реальных размерах, так проще ориентироваться в масштабах предметов.

Итак, приступим!

  • Выполните команду меню Окно → Парамеры.
  • В появившемся диалоговом окне выберите строку Шаблон, а затем в списке Шаблон рисования выберите размерность Метрические метры-3D:
  • Нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть окно.

Чтобы наши настройки вступили в действие, нам нужно создать новый документ.

  • Выполните команду Файл → Создать, окно программы видоизменится:

Вместо уголка в центре появился человечек, который позволяет нам оценить реальные размеры нашей конструкции.

Прежде чем приступать к моделированию, в голове должно быть чёткое представление того, что Вы хотите построить.

Возьмите за правило предварительно набрасывать эскиз на листе бумаге, пусть не совсем ровно и красиво, главное — идея. Вот эскиз нашей будущей постройки:

Моделирование:

Для создания объектов в программе есть специальные инструменты рисования и трансформации. С некоторыми мы  познакомимся, а информацию об остальных Вы можете посмотреть в Справочнике.
Итак, приступим к постройке дома. Для начала построим площадку, на которой он будет стоять.

  • Выберите инструмент Прямоугольник.
  • Наведите указатель мыши на рабочую область, он примет такой вид: .

У программы SketchUp есть возможность подсказывать наиболее удобный следующий ход и способ действия: в любой момент построений он выводит подсказки в строку состояний (левый нижний угол), опираясь на которые можно легко и быстро работать. И сейчас программа предлагает нам выбрать первый угол прямоугольника:

 

  • Наведите указатель мыши на точку пересечения всех осей и щёлкните:

  • Потяните указатель в сторону по диагонали:

 

Теперь, куда бы Вы не повёли указатель, за ним будет строиться прямоугольник.

Обратите внимание на строку состояния. В правой её части есть ячейка Размеры, в которой можно видеть величину изменения объекта в реальном времени. Эта ячейка называется Поле контроля значения, иногда сокращают VCB (от англ. Value control box). В зависимости от выбранного инструмента это поле отображает различные актуальные параметры.

  • Постройте прямоугольник размером примерно 10×10 метров и, чтобы закрепить результат, кликните мышью ещё раз — площадка для домика готова:

Если у вас не получились точные размеры, это совершенно не страшно!

VCB выполняет две функции:

  • контроль размеров при построении (это мы уже попробовали);
  • создание объектов точного размера.

С помощью VCB легко создавать объекты указанного размера. Для ввода не нужно устанавливать курсор в окошко (да и не получится), числа автоматически считываются с клавиатуры — так экономятся драгоценные секунды. Главное — правильно расставлять знаки препинания, размерность можно не указывать — учитывается та, что установлена по умолчанию.

Давайте воспользуемся этой функцией, чтобы выровнять размеры построенного прямоугольника.

  • Наберите на клавиатуре 10;10 (при нажатии на клавиши цифры сами встанут в нужное место) и быстро дважды нажмите клавишу Enter, получится требуемый размер:

Навигация:

А теперь давайте познакомимся с навигацией в рабочем пространстве. Для неё в программе есть специальная панель инструментов. Но удобнее и быстрее использовать то, что у Вас под рукой, — мышь!

В Google SketchUp колёсико мыши используется для навигации: прокрутка колеса вперёд-назад позволяет масштабировать изображение.

  • Подберите более удобный масштаб изображения:
  • Выберите инструмент Панорама и разместите рисунок в центре сцены:

Обратите внимание: инструмент Панорама не изменяет координат объекта, а перемещает всю систему координат.

  • Нажмите колёсико мыши, активируется инструмент Орбита, с его помощью мы как бы поворачиваем камеру съёмки вокруг объекта.
  • Разверните модель: видео
  • Теперь самостоятельно подберите масштаб просмотра и положение таким образом:

 

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image045_w437_h295.jpg

Вернёмся к прямоугольнику. Для того чтобы нам проще было работать, давайте обозначим, что, как называется:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image047_w340_h245.jpg

У каждой грани в программе есть лицевая и изнаночная сторона. Почему это важно? Потому что Google SketchUp по-разному их окрашивает.

  • Посмотрите на полученную фигуру сверху и снизу, обрати внимание на окраску.

Заметна разница? Но сейчас программа ошиблась, ведь наш дворик лежит «лицом вниз».

  • Щёлкните правой кнопкой мыши по прямоугольнику и в контекстном меню выбери команду Перевернуть грани, теперь лицевая сторона сверху, как и требовалось:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image049_w356_h320.jpg

Сохранение документа:

Прежде чем продолжить строительство, давайте сохраним нашу работу.

  • Выполните команду меню Файл → Сохранить.
  • В появившемся диалоговом окне найдите свою рабочую папку и сохрани в неё файл под названием дом.

Обрати внимание, что программа подставила своё расширение: дом.skp — именно оно позволит нам продолжить работу с нашим домом.

Создание нового макета:

  • Выбери инструмент Прямоугольник.
  • Нарисуйте на площадке прямоугольник поменьше — фундамент (не забудьте про крыльцо, оставьте спереди больше места):

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image051_w365_h266.jpg

Превратим этот прямоугольник в параллелепипед.

  • Выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image053_w28_h30.jpgТяни/Толкай.
  • Наведи указатель мыши на маленький прямоугольник так, чтобы он выделился, то есть покрылся мелкими точками:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image055_w320_h231.jpg

  • Ухватите этот прямоугольник, вытяните его вверх примерно на 9 метров и отпусти кнопку мыши: (видео) - ?

Советы и подсказки

Если что-то не получилось с первого раза, помните, что стандартное сочетание клавиш Ctrl + Z — Отменить операцию — здесь прекрасно работает.

  • Разверните точку обзора таким образом:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image057_w246_h253.jpg

  • Выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image059_w31_h30.jpgЛиния.

Советы и подсказки

При наведении указателя мыши на уже созданные линии точка касания подсвечивается разными цветами, да и сама линия может окраситься — так программа подсказывает, что происходит выравнивание по одной из осей рисования. Сплошная линия имеет цвет, соответствующий определённой оси (красный, зелёный или синий).

  • Нарисуйте на боковой грани здания на расстоянии примерно на одну треть от земли линию, параллельную зелёной:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image061_w246_h262.jpg

Если грань пересечь линией, касающейся её рёбер, образуются две грани:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image063_w307_h328.jpg

  • При помощи инструмента Тяни/Толкай «вытолкните» одну треть стены (так как плоскость мы вдавливаем, то величина в VCB будет отрицательной). Для арки нам потребуется примерно –2 метра с хвостиком:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image065_w334_h360.jpg

Крыша:

Теперь давайте построим нашему зданию крышу.

  • Посмотри на здание сверху:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image067_w221_h265.jpg

  • Разделите «крышу» линией ровно пополам:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image069_w206_h258.jpg

  • Установите точку просмотра таким образом:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image071_w243_h247.jpg

  • Выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image073_w31_h30.jpgПереместить/Копировать.
  • Наведите указатель на построенную линию, она выделится (окрасится в синий цвет):

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image075_w239_h255.jpg

  • Перетащите ребро перпендикулярно вверх, параллельно синей оси, при перемещении ребра за ней потянутся прилегающие к грани фигуры:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image077_w222_h258.jpg

Крыша практически готова! А теперь необходимо построить стойки.

  • Разверните здание:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image079_w205_h217.jpg

Построим опору дому. Главное — чтобы стойки получились ровными. Пусть толщина стоек будет полметра. Нанесём разметку.

  • Выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image081_w30_h30.jpgРулетка и щёлкни им по крайнему ребру:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image083_w264_h268.jpg

  • Колёсиком мыши увеличьте масштаб и установите размер рулеткой 0,5 метра:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image085_w348_h206.jpg

  • Чтобы закрепить результат, щёлкните мышью, появится вспомогательная пунктирная линия:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image087_w384_h226.jpg

  • Инструментом Прямоугольник постройте заготовки для стоек:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image089_w389_h238.jpg

  • Вытяните стойки инструментом Тяни/Толкай:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image091_w369_h352.jpg

Если Вы посмотрите на модель снизу, то заметите очень неприятные дырки. Они не видны сверху, и их можно было бы оставить. Но мы же дизайнеры, а дизайнеры не терпят неаккуратности ни в чём, поэтому «закроем» их, воспользовавшись следующим приёмом: если провести линию по диагонали «дырки», образуется плоскость.

  • Постройте плоскости для всех отверстий:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image093_w324_h293.jpg

Основа для дома готова:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image095_w291_h307.jpg

Крыльцо:

Теперь давайте добавим нашему гостеприимному дому крыльцо.

  • Измените точку обзора и нарисуйте на «земле» прямоугольник:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image097_w372_h308.jpg

Давайте поступим, как в жизни. Возьмём в руки рулетку и измерим длину стороны прямоугольника.

  • Для этого «поставьте» рулетку на начало одной из сторон прямоугольника и, удерживая левую кнопку мыши, протяните указатель рулетки file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image098_w32_h27.jpgдо конца измеряемой стороны: (видео)

Нам нужно построить четыре ступеньки. Теперь Вы можете рассчитать, какой должна быть ширина каждой ступени.

  • Добавьте вспомогательные линии:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image100_w380_h230.jpg

  • Разделите заготовку для крыльца на ровные полоски:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image102_w351_h235.jpg

  • Затем инструментом Тяни/Толкай вытяните самую верхнюю ступеньку, потом вторую и так далее, пока не получится лестница:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image104_w338_h228.jpg

Двери:

  • С помощью рулетки сделайте разметку для двери:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image106_w355_h289.jpg

  • Нарисуйте двери:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image108_w332_h282.jpg

Чтобы добавить объём дверям, нужно их немножко «вдавить» внутрь.

  • Инструментом Тяни/Толкай вдавите дверь на 20 см (для этого щёлкните инструментом по дверям, на клавиатуре наберите значение -0,20 и быстро дважды нажми Enter):

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image110_w415_h370.jpg

Получился такой дом:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image112_w392_h345.jpg

Окна:

Посмотрим на эскиз. У нас два этажа, ещё нужно пять прямоугольных окон и место для лифта:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image113_w173_h201.jpg

  • Создайте рулеткой разметку для окон, чтобы они были на одном уровне:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image115_w258_h274.jpg

Советы и подсказки

Чтобы направляющие размещались на доме, нужно первый щелчок сделать на нижнем ребре дома:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image117_w488_h357.jpg

Главное — правильно подобрать точку обзора! Если не получается, попробуйте повернуть дом.

  • Теперь нарисуйте окна:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image119_w412_h363.jpg

  • Инструментом Тяни/Толкай вдавите окна также на 20 см:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image121_w361_h390.jpg

Чтобы направляющие дальше нам не мешали, удалим их.

  • Выполните команду Правка → Удалить направляющие.

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image123_w355_h388.jpg

  • Для создания круглого окна в мансарде выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image125_w31_h30.jpgОкружность.
  • Сначала укажите центр окружности и щёлкните мышью:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image127_w384_h332.jpg

  • Затем переместите указатель мыши на нужное расстояние:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image129_w399_h308.jpg

  • Закрепите результат ещё одним щелчком, образуется окружность:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image131_w354_h270.jpg

  • Добавьте объём круглому окну:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image133_w355_h388.jpg

Козырек крыши:

Давайте дорисуем края крыши.

  • Воспользуйтесь инструментом Линия и достройте крышу с одной стороны:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image135_w280_h304.jpg

  • Чтобы следующая линия строилась независимо от предыдущей, нажмите клавишу Esc.
  • Проведите вторую линию (как построить линию более точно, программа подскажет, окрашивая строящуюся линию лиловым цветом и добавляя вспомогательную пунктирную линию):

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image137_w374_h340.jpg

Когда замкнёте линии, образуется плоскость, что нам и требовалось:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image139_w377_h388.jpg

  • Повторите операцию со второй стороны. Из-за множества объектов это будет чуть сложнее, но главное — терпение.
  • Дорисуйте крышу так, чтобы скат полностью перекрывал лифт:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image141_w375_h407.jpg

  • Проверьте, чтобы у скатов крыши была одинаковая длина. Если необходимо, подправьте.

 

  • С помощью инструмента Дуга сделайте край крыши более декоративным:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image142_w336_h356.jpg

 

Текстурирование: (проект 3)

Слово «текстурирование» происходит от термина «текстура».

Текстуры — это растровые (двумерные) изображения, которые накладываются на трёхмерные модели.

Для раскрашивания модели используется инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image144_w24_h24.gifЗаливка.

  • Выберите инструмент file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image144_w24_h24.gifЗаливка.
    Указатель мыши примет вид ведёрка с краской, и откроется библиотека текстур Материалы:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image146_w204_h252.jpg

 

Советы и подсказки

Если это окно не появилось, или Вы его случайно закрыли, воспользуйтесь командой Окно → Материалы, чтобы снова открыть его.

 

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image021_w20_h20.jpgИнструмент Заливка

Теперь Вы можете раскрасить объект использовав текстуру. Образцы различной текстуры хранятся в библиотеках, список которых находится в выпадающем меню Материалы:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image148_w213_h259.jpg

Давайте раскрасим стены дома.

  • Для этого откройте выпадающий список и выбери библиотеку Кирпич и облицовка:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image150_w207_h355.jpg

  • Теперь Вы можете увидеть образцы этой библиотеки:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image152_w252_h323.jpg

Каждый образец называется тексель — минимальная единица текстуры. Чем больше пикселей приходится на один тексель и чем больше разрешение текстуры, тем качественнее будет выглядеть модель после текстурирования.

  • Выберите образец (тексель), который нам потребуется для заливки, и щёлкните по нему указателем мыши — вокруг него появится рамка:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image154_w252_h323.jpg

А дальше всё просто. Принцип работы инструмента Заливка в Google SketchUp такой же, как в любой другой графической программе: щёлкнули — залили. В 3D-программе лишь одна особенность: нужно подобрать удобный ракурс, чтобы программа однозначно «поняла», по какой грани Вы щёлкнули.

 

  • Раскрасьте стены дома со всех сторон:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image156_w384_h386.jpg

 

Советы и подсказки

Грани имеют две стороны. Материалы в SketchUp обычно применяются к одной стороне грани, а не к двум сразу. Если закрасить грань никак не удаётся, наведите указатель мыши на грань и щёлкните правой кнопкой мыши, выберите в контекстном меню команду Перевернуть грани — возможно, программа ошиблась и окрасила грань изнутри.

  • Теперь выберите в выпадающем меню Материалы библиотеки Кровля:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image158_w252_h323.jpg

  • Выберите тексель плитка испанская:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image160_w252_h323.jpg

  • Раскрасьте крышу:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image162_w346_h370.jpg

  • В библиотеке текстур Камень подберите материал для окраски крыльца:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image164_w288_h275.jpg

  • Для окраски двери подойдёт библиотека материалов Древесина:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image166_w428_h376.jpg

 

Советы и подсказки

Удобнее сначала выделить грань объекта инструментом Выбрать, а затем раскрашивать. В этом случае Вы точно будете видеть, что Вы красите!

 

Сейчас у Вас получилась примерно такая картина:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image168_w364_h365.jpg

Осталось раскрасить окна и лифт.

Для окон и лифта мы используем материалы из одной библиотеки — Светопроницаемое:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image170_w252_h323.jpg

Рекомендуем для окон материал стекло, тонированное:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image172_w252_h341.jpg

А для лифта стекло, армированное:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image174_w320_h283.jpg

  • Раскрасьте стеклянные грани дома:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image176_w327_h369.jpg

При нанесении светопроницаемого материала на грань обе её стороны станут прозрачными, и сквозь них с двух сторон будут видны другие объекты.

Но посмотрите, что у нас получилось: задняя стенка лифта по-прежнему окрашена в белый цвет. А может, у Вас получилось чуть иначе, например, эта стена тоже стала прозрачной, что также нас не устраивает. Но это поправимо!

Изменение стиля грани:

  • Для того чтобы нам «добраться» до дальней грани, выделите инструментом Выбрать переднюю поверхность лифта:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image178_w319_h345.jpg

  • Затем щёлкните по ней правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Скрыть, поверхность станет невидимой:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image180_w374_h397.jpg

Теперь спокойно можно закрасить заднюю грань.

Заливка по образцу:

  • Для того чтобы не искать нужный материал, выберите инструмент Заливка и нажмите на клавишу Alt, указатель мыши примет вид пипетки.
  • Щёлкните по грани, материал которой необходимо использовать в качестве образца:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image182_w270_h282.jpg

  • Отпустите клавишу Alt, чтобы вернуться к инструменту Заливка, и закрасьте грань:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image184_w337_h345.jpg

Библиотека компонентов:

А что же у нас на задней стенке?

И в самом деле:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image186_w378_h368.jpg

А с этой стороны что-то мрачновато. Темница какая-то… Как в детской загадке: без окон, без дверей.

Как же быть? Конечно, можно дорисовать или скопировать ещё окна, но всё решается гораздо проще!

В состав программы SketchUp входят специально созданные библиотеки компонентов, которые позволяют легко добавлять детали в модели. Диапазон доступных компонентов очень широк: от стандартных архитектурных элементов (двери, окна и так далее) до моделей людей, автомобилей, деревьев и геометрических фигур:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image187_w375_h306.jpg

  • Выполните команду меню Окно → Компоненты, появится окно Компоненты:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image189_w278_h330.jpg

  • Выберите библиотеку Архитектура:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image191_w350_h456.jpg

Теперь Вы сможете добавить нужные детали нашему дому.

  • Выберите трёхстворчатое окно:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image193_w295_h384.jpg

  • Перетащите окно на грань дома и закрепите его положение щелчком:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image195_w337_h343.jpg

  • Элемент встал, будто тут и был, даже стёкла уже прозрачные! Но окно выделено синей рамочкой. Это значит, что данные объекты сгруппированы. При щелчке по любому из сгруппированных элементов выбирается вся группа.
  • Добавь дому ещё окна:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image197_w379_h362.jpg

Замечательно, но что-то цвет стёкол новых окон отличается от тех, что у нас стояли раньше…

 

Изменение компонента:

Давайте изменим цвет стёкол.

  • Возьмите инструмент Выбор.
  • Дважды щёлкните по компоненту Окно, таким образом мы зайдём в режим редактирования группы:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image199_w396_h328.jpg

Сама модель станет блёклой, а элементы группы теперь будут нам доступны.

  • Окрасьте стёкла в нужный цвет:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image201_w286_h312.jpg

  • Чтобы выйти из группы, возьмите инструмент Выбор и щёлкните им за пределами области, ограниченной пунктирной рамкой:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image203_w410_h417.jpg

Обратите внимание, что во всех экземплярах данного компонента изменился цвет стёкол!

Поворот компонента:

Сам домик выглядит очень привлекательно, но настоящий архитектор обязательно покажет строение в окружении других домов, посадит вокруг деревья, кустарники, разместит такие привычные предметы, как фонтанчики, скамейки, оградки, то есть создаст ландшафт.

  • Разверните макет:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image205_w321_h321.jpg

  • Выберите библиотеку Ландшафт:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image207_w295_h396.jpg

  • Давайте установим у стены дома скамейку (это можно сделать точно так же, как  помещали окна на стену дома):

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image209_w380_h417.jpg

Установили? Только скамейка встала совсем не так, как нам хотелось бы…

  • Увеличьте масштаб просмотра и наведи на компонент указатель мыши, на объекте появятся красные крестики:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image211_w547_h417.jpg

С помощью этих маркеров можно развернуть объект.

  • Наведите на крестик указатель мыши и разверните скамейку на нужный угол:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image213_w470_h256.jpg

  • Если необходимо, придвиньте скамью к стене или, наоборот, отодвиньте, после чего зафиксируйте её положение:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image215_w390_h252.jpg

Теперь  можно добавить людей, растения и так далее.

  • Добавьте несколько дополнительных элементов, чтобы «оживить» рисунок.

Например, так:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image217_w719_h471.jpg

Импорт моделей:

Давайте добавим рядом со скамейкой цветок в горшке!

В компонентах его нет. Что же делать? Воспользуемся функцией Импорт и вставим цветок из другого файла.

  • Выполни команду Файл → Импорт….
  • В появившемся диалоговом окне откройте файл Plant.skp из папки Обеспечение\у3.

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image219_w637_h361.jpg

В результате пальма загрузится в наш документ. Чтобы закрепить её расположение, нужно лишь щёлкнуть мышью:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image221_w351_h351.jpg

  • Снимите выделение с объекта.

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image223_w404_h287.jpg

Освещение:

И всё-таки чего-то не хватает… Нет ощущения реальности, ведь в реальной жизни куда бы мы ни глянули, мы везде видим тень.

Программа SketchUp позволяет создавать тени, падающие на модель так, как если бы она была реальной. Эти тени можно размещать в зависимости от времени суток и виртуального местонахождения модели в физическом мире.

Давайте включим нужные нам инструменты.

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image021_w20_h20.jpgТени

  • Выполни команду Вид → Панель инструментов → Тени, откроется дополнительная панель инструментов:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image225_w406_h368.jpg

  • Нажмите кнопку Отобразить тени, и появятся тени:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image227_w371_h336.jpg

Тени можно размещать в зависимости от времени суток и виртуального местонахождения модели в физическом мире.

  • С помощью разноцветных шкал (месяцы и часы) на панели инструментов Тени подберите оптимальное освещение для своей усадьбы:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image229_w382_h362.jpg

Теперь мы получили законченный проект.

  • Сохраните свою работу под названием Мой проект.skp.

Рендеринг (визуализация):

Программа SketchUp не имеет фотореалистичного рендеринга — он здесь эскизный, в нём Вы и находитесь. Такой подход оправдан тем, что SketchUp — программа для скоростного эскизного моделирования, имитирующая рисунок от руки. Отсюда и название SketchUp — планшет.

Но Вы можете сохранить изображение в графическом файле.

  • Выполните команду Файл → Экспорт → 2D-модель….
  • Сохраните изображение в свою папку под названием Мой проект.png. Когда Вы откроете документ, изображение на нём будет чуть смягчено:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image231_w377_h287.jpg

Настройка отображения рёбер:

Можно так и оставить, а можно чуть подправить стиль отображения рёбер — слишком уж они чёрные.

  • Выполните команду меню Окна → Стили, появится дополнительное окно Стили:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image233_w188_h234.jpg

  • Нам нужно изменить текущие настройки, поэтому щёлкните по вкладке Изменить, откроется вкладка со множеством настроек:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image235_w235_h362.jpg

  • Выполните следующие настройки:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image237_w235_h362.jpg

Теперь наш проект выглядит так:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image239_w496_h385.jpg

  • Вновь экспортируйте изображение, получится более приятный результат:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image241_w512_h390.jpg

 

 

 

 

Для сравнения:

Стиль края по умолчанию

Стиль края после ручной настройки

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image243_w270_h427.jpg

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image245_w265_h429.jpg

 

Можно увеличивать различные фрагменты модели и выполнять экспорт. В документ будет попадать лишь то, что Вы видите в данный момент. И у Вас будет практически фотогалерея проектируемого дома:

file:/C:\Users\0E7B~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image247_w385_h295.jpg